Перейти к содержанию
Авторизация  
Boris

Нож по славянской мифологии

Рекомендуемые сообщения

Нож — является оберегом наряду с другими острыми и режущими предметами из железа (ножницы, игла, топор, коса, серп).

 

Нож носили с собой, подкладывали под себя, под подушку или на дно колыбели для защиты некрещеного младенца, женщины в предродовой и послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда. Для защиты от ведьмы, волков, вихря, града втыкали Нож в землю, стену или порог, проводили вокруг себя ножом магический круг, закрещивали ножом окна и двери.

 

Белорусы Гомельщины клали мальчику в колыбель Нож, чтобы он стал плотником, а девочке — гребень, чтобы она умела прясть. В Житомирском районе во время похорон клали в колыбель Нож или ножницы, «чтобы не приступила смерть» к ребенку. В Полесье мать подкладывала под себя Нож при кормлении грудью ребенка. На Украине крестные родители, отправляясь в церковь крестить ребенка, переступали через Нож, положенный у порога или на порог, чтобы к ребенку не мог подступить нечистый дух. Увидев в лесу или в поле русалок, украинцы чертили ножом круг на земле и ложились в нем на землю ничком, полагая, что русалки их не тронут.

 

Архаический характер имеет использование ножей в похоронной обрядности. В древнерусских захоронениях находят ножи и серпы: их втыкали в кострище или в урну, а при ингумации — в дно могилы. В Македонии клали Нож под голову умершему, чтобы он не превратился в вампира. В Воронежской губ. клали Нож под стол, на котором положен покойник, чтобы тело не разлагалось.

 

У восточных и западных славян считалось, что Нож, брошенный в вихрь, ранит черта, и на нем останется кровь. Украинцы использовали для этого Нож, освященный на Пасху.

 

Особое магическое значение приписывали Ножу, воткнутому в землю. Южные славяне для защиты от града втыкали в землю ножи, косы, топоры или головешки от бадняка. В Волынской губ., чтобы разогнать грозовую тучу, ножом, освященным вместе с пасхальными яствами, трижды крестили приближающуюся грозовую тучу и молились за души умерших без покаяния, а потом Нож всаживали в землю. По поверьям Орловской губ., если вскочить в круговорот вихря и воткнуть в землю Нож, то зарежешь черта. Белорусы втыкали Нож в то место, на котором упал ребенок.

 

В Вятской обл., выпуская корову из хлева, вбивали камнем Нож в порог и говорили: «Как с этого ножа медведь мяса не ест, так и нашу Пеструхоньку не ешь», после этого через Нож переводили корову. В Ровенской области, чтобы уберечь скотину, вставали до восхода солнца, раздевались, брали Нож или косу под левую руку трижды обегали вокруг хлева и втыкали Нож в стенку. В Белоруссии, если пропала корова, то втыкали Нож в порог, в стену или в притолоку над дверями, чтобы звери не тронули скотину. В белорусском Полесье, если скотина заблудилась в лесу хозяин обращался к знахарю с просьбой «засечь» ее. Знахарь шел в лес, находил дерево, больше других покрытое зелеными листьями, поднимал кверху принесенный с собой Нож и читал заговор, в котором просил Бога и св. Юрия «засечь» скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь вбивал Нож в дерево и возвращался домой. На следующий день перед восходом солнца он снова шел в лес и вынимал Нож из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдет с того места, где оно находилось, когда его «засекали», а также что оно защищено от волков.

 

В Белоруссии и на Украине, чтобы навредить ведьме, отбирающей молоко у коров, процеживали молоко через Нож, серп или иголки. Например, в Черниговской обл., если корова доилась кровью, то лили молоко на Нож , положенный под цедилкой на подойник, — этим «ведьме перерезаешь язык».

 

Вместе с тем в быличках Нож описывается как одно из орудий ведьм, отбирающих молоко: ведьма втыкает Нож в соху, столб или дерево — и молоко течет по острию ножа, а в соседнем стаде начинает реветь корова, которая остается с пустым выменем. Украинцы Овручского района говорили, что, когда ведьма захочет молока, она идет к себе в хлев, забивает в соху Нож и подставляет доенку, молоко так и бежит струей с Ножа .

 

В русских быличках колдун перепрыгивает или кувыркается через Нож или 12 ножей, воткнутых в землю лезвиями кверху, чтобы превратиться в волка, а ведьма таким же образом превращается в собаку или свинью. Потом волк-оборотень возвращается и перепрыгивает Через те же ножи с другой стороны, однако если за это время кто-нибудь вынет ножи, то он так и останется зверем.

 

В русских гаданиях девушка накрывает стол для суженого, причем ставит на скатерть два прибора с ножами и вилками; когда придет суженый и сядет за стол, девушка должна сорвать скатерть со стола; если же она не успеет, то суженый ее зарежет (Костромская губ.).

 

Нож имел и фаллическую символику: в Славонии невеста, которая не хотела иметь детей, покупала в лавке не торгуясь складной Нож и держала его при себе сложенным во время венчания.

 

Обращение с Ножом регламентировалось множеством правил и запретов. По поверьям восточных славян, если Нож лежит на столе лезвием кверху — быть ссоре; нельзя есть с Ножа — будешь сердитым. Нельзя играть ножом — будет ссора; если найдешь Нож на дороге, нельзя его брать, иначе и помереть тебе от ножа (рус.). Нельзя водить ножом по молоку или сметане — от этого у коровы молоко будет с кровью (полес.). Нельзя ножом резать хлеб в молоко, а можно только крошить его руками, иначе у коров вымя потрескается (укр. и пол.). Не оставляй Нож на ночь на столе — лукавый зарежет; нельзя дарить Нож или иголку во избежание ссоры (рус., укр.). Во время поминок в Белоруссии старались обходиться без ножей, чтобы не ранить нечаянно душу умершего. В Ровенской и Волынской обл. во время свадьбы, собрания молодежи или большого праздника в стол втыкали снизу Нож , чтобы гости меньше ели.

 

В Польше под Рождество гадали с Ножом о будущем урожае: клали Нож между житным хлебом и пшеничным пирогом и оставляли так на столе до Нового года; если Нож заржавеет со стороны хлеба, то не уродится жито, а если со стороны пирога — то пшеница

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Откуда взято? или Ваш труд.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Бескрайние просторы интернета, точно не помню - у меня давно в описаниях валялось...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А ведь в этих поверьях что-то есть. Люди раньше многое замечали. Были ближе к природе. А нож уже сколько лет рядом с человеком и верно ему служит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень интересно и познавательно!

Спасибо, Boris.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Нож, один из древнейших славянских видов оружия и средства выживания. Нож у славян – оружие универсальное, военно-охотничье. Короткоклинковое оружие в древнерусском арсенале было представлено ножами и, позднее, кинжалами. От нождлинноклинкового этот тип отличается размером рабочей части, не превышающим полуметра, более разнообразными формами клинка; различие же вышеупомянутых видов состояло в форме лезвия, функциональных особенностях и количестве заточенных сторон.

 

Ножи, по сути дела, были скорее инструментом, нежели оружием. Они имели одностороннюю заточку, хотя для облегчения проникновения при колющих ударах лезвие немного затачивали со стороны обуха, примерно на 5-6 см. Для русских ножей характерен широкий массивный тяжелый клинок, более напоминающий тесак, как правило, предназначенный для рубки. Острие и сам клинок имели преимущественно мечевидную форму.

 

Носили ножи за поясом. Распространенный в Европе способ ношения за голенищем на Руси не отмечен, вероятно, по той причине, что русские сапоги подгонялись по ноге, и спрятать в них оружие было попросту невозможно. Так что многочисленные русичи – герои художественных произведений, достающие «засапожники», выглядят странновато.

 

Что касается кинжалов, появление их в XIII веке объясняется усилением защитного доспеха, в частности, появлением пластинчатой брони. Кинжал (от арабского «ханджар» – значение не совсем известно) – «колюще-рубящее холодное оружие с коротким прямым или изогнутым, одно– или двухлезвийным клинком и рукояткой». Так говорит словарь. В это определение следует внести небольшие поправки, касающиеся непосредственно русского кинжала. Он имел в основном двустороннюю заточку и, как правило, предназначался для колющих ударов, его тонкий клинок легко проникал в щель между пластин, нанося глубокие колотые раны. Изогнутые кинжалы применялись на юге и востоке. Помимо рукоятки, имелась также гарда; оружие представляло собой уменьшенный аналог меча. Носили его так же, за поясом, изредка прятали в рукав.

Но, следует отметить, кинжалы на Руси не прижились. В основном из-за отсутствия универсальности.

 

Гарды как ножей, так и кинжалов были преимущественно крестообразными и относительно небольшими по размеру. Держали два вида оружия по-разному: при кинжальном хвате в гарду упирался большой палец, при ножевом – мизинец, что позволяло наносить соответственно колющие и рубящие удары.

 

Фактически, нож – единственное холодное оружие, применяемое и поныне как в армии, так и в быту, имеющее множество модификаций. Кинжалы трансформировались в б*цензура*ы, один из вспомогательных видов холодного оружия, применявшийся пулеметными ко*цензура*ми Красной Армии, и штыки-багинеты, перестав существовать как самостоятельный вид. Также нож был незаменимым охотничьим инструментом. Вооруженный добрым луком и хорошим ножом, охотник чувствовал себя в лесу вольготно, даже при встрече с медведем. Нож помогал в случае необходимости разделать добычу прямо на месте, в лесу и домой относить по частям.

Следует обратить внимание на то, что из всего богатейшего арсенала наших предков практически без особых изменений сохранились только ножи".

Н. Н. Лавров "Булат, Дамаск, Холодное Оружие"

Изменено пользователем Sever

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

по поводу широких ножей с тяжелым обухом-не совсем согласен. Сколько читал и видел - клинок небольшой, да и довольно узкий. Даже скрамасакс славяне переделали сделав его уже. у низ был шириной 20-25мм в отличии от оригинала который был не менее 30 по ширине. Так же и ножи остальные. Небольшой клинок со спусками от обуха. До наших дней дошли в основном уже сточенные клинки. так как затачивали кладя всей плоскостью на камень. но и по этим остаткам можно судить о их размерах. Самому стало интересно. сейчас дома лежат три клинка ножей 9-12вв. Очистил слегка от ржавчины, жаль рабочий сделать так и не получилось. В обухе 4-5мм, ширина не превышает 20 мм. все меньше, но учитываю то что ножи использовались....

по поводу мечевидной формы тоже не согласен. больше походили на финки, чем на мечи. Напоминают скорее советские кухонники. Рубить коротким, узким клинком-я бы не рискнул-можно, но зачем так себя мучить?

на охоте тоже использовался обычный повседневный нож-опять же небольшого (в основной своей массе) размером.

а вот "боевые" по-больше размером не были распространены в народе. скорее являлось вспомогательным оружием или отличительным знаком знати или дружинников.

большее распространение получили уже в веке 13-14.

засапожники тоже кстати были. не так распространены, но были. Основной способ ношения-на поясе. Носили как мужчины, так и женщины. Согласен, что был орудием, как оружие не был популярным. Хоть и встречаются в хрониках, что воины шли с ножами на врага...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Всем привет, давно не был......

 

По поводу этой темы......

 

У Устинова, Портнова и Денисова в их монографии по холодному Ор.

упоминаются два исконно руского тира ножей, которые практически не встречаются ( не встречались) у других народностей - это ЗАСАПОЖНЫЙ и ПОДСААДАШНЫЙ ножи.

По конструкции они имели характерную узкую удлиненную форму круглую или плоскоовальную в разрезе рукоять без какого рода ограничителя (похожи на финские).

Они как правило выполняли вспомогательные функции во время боевых действий русских воинов, в основном для "контрольного выстрела"..

Первый носился за голенищем сапога - отсюда и название, второй хранился в специальном отделении колчана для стрел ( СААДАК - лук).

 

:(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Тогда чуть поподробнее:

"Русские ножи подразделяются на четыре вида. Их конструкция в окончательной форме сложилась в XVI-XVII веках и просуществовала до нашего времени. Названия видов русских ножей имеют исторические корни и происходят, как правило, от места хранения их при себе хозяина. Это поясные, полевые, засапожные и подсаадашные ножи.

 

Поясные ножи располагались в ножнах на поясе. По форме клинка это был кинжал длиной 20 см. Лезвие имело обоюдоострую заточку. На конце плоской рукояти закреплялись металлическая шляпка или винт.

 

Клинок полевых ножей, подобно поясным, имел прямую форму однако он был шире, а в длину составлял 15-16 см. Заточка была односторонней, а рукоять — круглой или овальной формы.

 

Засапожный нож располагался в голенище сапога, по большей части правого. Клинок его был длинный, 20-25 см, изогнутой формы, рукоять — круглая или овальная.

 

Подсаадашный нож по форме сходен с засапожным, но лезвие его имеет большую ширину, одностороннюю заточку, а длина клинка — 15-18 см. Нож располагался в саадаке — кол' чане для стрел, откуда и произошло название оружия. Подсаадашные ножи по размерам были иногда длиннее и шире, и имели одно лезвие, изогнутое вверх, что обеспечивало эффективное пробивание кольчуги. Привешивались они с левой стороны на пояс, чуть ниже саадака - лука в налучье и колчана со стрелами (полного вооружения конного воина).

 

Особенностью русских ножей являлось клинообразное поперечное сечение лезвий, наибольшую толщину клинок имеет в обухе. Рукоять состояла из двух половин, приклепывающихся к хвостовику, или выполнялась из цельного куска дерева либо кости и насаживалась на заднюю заостренную часть полосы металла, из которой изготавливался клинок. В этом случае в торце хвостовик расклепывался с использованием металлической прокладки между ним и рукоятью. "

 

"Ножи, относящиеся к финским, объединены в две основные группы. Наиболее известны ножи под названием «Илве». Клинок таких ножей выполняется однолезвийным, с обоюдоострой заточкой на конце. В верхней части слегка изогнутый конец переходит в прямой обух. В разрезе клинок может иметь вид треугольника с основанием в обухе и со сторонами, сходящимися в месте заточенной режущей поверхности. Разрез также может иметь пятиугольный контур, когда боковые поверхности идут от обуха параллельно и примерно с половины ширины клинка подвергаются заточке.

 

Рукоять изготавливается из твердых пород дерева. Цельная рукоять надевается на заостренный хвостовик и фиксируется расклепкой в торцевой части, как и при изготовлении рукоятей русского ножа. Между клинком и рукоятью помещается металлическое кольцо в качестве разграничителя. На торце имеется слегка изогнутый выступ. Рукоять обычно имеет овальную форму.

 

Вторую группу составляют ножи под названием «Лаап ». Их клинок шире клинка типа «Ил-ве», а его лезвие заточено параллельно обуху и резко изгибается у острия. Рукоять изготавливается традиционным для финских ножей, уже описанным способом. Длина клинков обоих типов оружия составляет от 9 до 15 см.

 

Материалом для изготовления ножен служит кожа. Глубина их при кройке рассчитывается так, чтобы снаружи оставался выступ на торце рукояти.

 

Форма ножей, используемых народами Сибири и Крайнего Севера, обусловлена их функциональной направленностью. Традиционными занятиями этих народностей являются охота и рыболовство. Соответственно, ножи должны быть максимально приспособлены под эти нужды, а именно для разделки и свежевания туш и обработки рыбы. Надо отметить, что у этих народов совершенно отсутствуют традиции применения ножей в качестве боевого оружия.

 

Конструкция северных и сибирских ножей достаточно проста. Клинок имеет одностороннюю заточку, прямой обух и постепенно сужающееся к острию лезвие. Длина клинка, в зависимости от цели употребления, может достигать 50 см. Из-за отсутствия сырья материалом для изготовления ножей служит переработанный металл других изделий.

 

Рукояти на Севере выполняются из рога оленя или костей морских животных, в Сибири — из дерева. Ножны делаются из кожи или дерева, в последнем случае они скрепляются полосками металла. "

Изменено пользователем Sever

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Саадак, тобишь колчан - тюркское слово. Интересно бы посмотреть на такой нож.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Смотрим...

 

4f794ead0698.jpg

 

c14c389a6e9e.jpg

 

c13a50fb9948.jpg

 

a758301a5c26.jpg

Изменено пользователем Sever

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Саадак, тобишь колчан - тюркское слово. Интересно бы посмотреть на такой нож.

Есть версия, что это чуть ли не единственное слово из гунского языка дошедшее до наших дней. (У Гумилёва встречал).

С уважением.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Есть версия, что это чуть ли не единственное слово из гунского языка дошедшее до наших дней. (У Гумилёва встречал).

С уважением.

 

Да, тоже читал. Не только у Гумилева. И что оно не тюркское, а пришло к тюркам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

всех приветствую. обзоры тоже читал. но больше нравится и в руках подержать. вот например парочка из моих

http://photo.i.ua/user/3749873/226403/6554790/

верхний 10-12в.

нижний уже напоминание о казаках - 17-18в

нижний довольно удобно лежит в руке. накладки к сожалению не сохранились.

верхний -рукоять не доделал-просто пока насадил. все равно рабочий сделать не получиться-РК сыпется. Время не пощадило метал. Спуски от обуха. обух 4 мм. постепенно сужается. хвостовик довольно короткий- около 40мм. а есть и еще короче

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Интересно, а состав металл известен, тот что X век?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Интересно, а состав металл известен, тот что X век?

к сожалению нет. попытаюсь сделать фото по-крупнее. виден рисунок.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
к сожалению нет. попытаюсь сделать фото по-крупнее. виден рисунок.

 

Очень интересно.... А попадалось что-нибудь с дохристианских времен и со Славяно-Арийскими руническими надписями или изображениями?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Есть версия, что это чуть ли не единственное слово из гунского языка дошедшее до наших дней. (У Гумилёва встречал).

С уважением.

 

Вообще-то гунны были тюркоязычными... :(

 

Гунны — тюркоязычный народ, союз племен, образовавшийся во II—IV вв., путём смешения разных племен Великой Евразийской Степи, Приволжья и Приуралья. В китайских источниках упоминаются как хунну или сюнну.

 

Википедия - Гунны

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Очень интересно.... А попадалось что-нибудь с дохристианских времен и со Славяно-Арийскими руническими надписями или изображениями?

 

А разве находили образцы Славяно-Арийских рун?

 

Насколько я помню есть древне-германские руны и древнетюркские руны... Все... :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Интересно - подсаадашный нож клинком кукри сильно напоминает.

 

наверное функционально он для одного и того же сделан...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Вообще-то гунны были тюркоязычными... :(

 

 

 

Википедия - Гунны

Тут я ошибся, хуннов имел в виду.

"Нельзя отрицать сходство многих обычаев тюркютов и хунну, однако вопрос о языковой принадлежности последних пока остаётся открытым. Хотя распространено мнение о тюркоязычности хуннов,[источник не указан 150 дней] но его сторонники не отрицают некоторых иранских заимствований; также выдвигались предположения об отнесении хуннского языка к иранским (близким сака) или енисейским (Пуллиблэнк). Некоторые ученые (Б.А. Серебренников) считают наследником хуннского языка чувашский(булгарский) язык. Прототюркский-чувашский язык является особо архаичным и содержит много слов корнем хун."

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%83

Про хуннов известно очень мало, даже их письменность не дошла до нас, известно только, что она была подобна индийской.

Кстати есть версия, что и индейские языки своё влияние на Великую Степь оказали. У венгров эта версия популярна. :crazy:))

С уважением.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Тут я ошибся, хуннов имел в виду.

"Нельзя отрицать сходство многих обычаев тюркютов и хунну, однако вопрос о языковой принадлежности последних пока остаётся открытым. Хотя распространено мнение о тюркоязычности хуннов,[источник не указан 150 дней] но его сторонники не отрицают некоторых иранских заимствований; также выдвигались предположения об отнесении хуннского языка к иранским (близким сака) или енисейским (Пуллиблэнк). Некоторые ученые (Б.А. Серебренников) считают наследником хуннского языка чувашский(булгарский) язык. Прототюркский-чувашский язык является особо архаичным и содержит много слов корнем хун."

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%83

Про хуннов известно очень мало, даже их письменность не дошла до нас, известно только, что она была подобна индийской.

Кстати есть версия, что и индейские языки своё влияние на Великую Степь оказали. У венгров эта версия популярна. :crazy:))

С уважением.

 

а ну да... после того как Гитлер распиарил теорию о расовом превосходстве, кто только не примерял на себя мантию индо-ариев! :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
а ну да... после того как Гитлер распиарил теорию о расовом превосходстве, кто только не примерял на себя мантию индо-ариев! :zombie:

Индейцы - это типа Чингачгуки и прочие могикане. Те же чукчи не наши люди. Не зря про них столько анекдотов рассказывают. Не с Евроазии , не с нашего континента. В общем миграция была через Берингов пролив, пока эскимосы на Севере не осели и не перекрыли путь.

Тут генетиков трясти надо, насчёт миграций.

с уважением.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Про фото - объект на изображении сильно стилизован и, скорее всего, относится более к тюркской группе.

У нас же речь идет о славянских ножах.

И во всех источниках по древнему славянскому ножу подсаадашный описывается с удлиненным узким слегка изогнутым клинком. Само собой - с одним лезвием.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...