Перейти к содержанию
Авторизация  
resht

Казахский национальный нож

Рекомендуемые сообщения

Спасибо Борис! картинки загрузил, все получилось :vilka:

 

gallery_3716_233_949130.jpg

Изменено пользователем Гор

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вопрос к Пенсионеру, вы полагаю давно в теме...нет ли у вас фото,чего либо острого национального? :rolleyes:

Изменено пользователем Гор

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Кстати по вашей аватарке - это повторение аватарки "Игнассио" из клуба Балычек..

Там он уже давно, по моемому вам надо свой заменить....

так будет корректнее....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Кстати по вашей аватарке - это повторение аватарки "Игнассио" из клуба Балычек..

Там он уже давно, по моемому вам надо свой заменить....

так будет корректнее....

Ок. Заменю.Рисунки эти видел в книге, и книгу эту читал - военное дело казахов в 17-19 веках. А фото в той темке всего одно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Нет,речь идет о национальных видах короткоклинкового ХО - иллюстрации из книги под редакцией Устинова - "ХО и бытовые ножи"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо за наводку.Книжку нашел, вечерком почитаю...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Прочитал и ни единого рисунка казахского ножа...Может мы про разные книги говорим? Хорошая книга,но немного устаревшая...Раздражают некоторые вещи.Почему не называть ножи собственными именами? Пичак - пичаком? Чору- чорой? Корд - кордом? А не писать узбекские ножик, афганский ножик..

Вы эту книгу имели в виду?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

потому что пичак, пчак, пшак, пышак - суть одно название - узбекский нож:) Хотя все эти слова тюркское обозначение любого ножа. Поэтому сформировавшуюся форму узбекского пчака, называют "узбекский нож". Это мы с вами вполне однозначно определяем по написанию и представляем что это, а в бытовом и даже небытовом, но далеком от найфоманства варианте пчак может обозначать любой нож! например в у нас среди татар сибири, и если дома мне говорят принесчи пчак я же не бегу доставать "узбека", к сожалению которого пока нет

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

нет...дело в том,что у одного и того же народа есть разные ножи, и писать просто афганский нож не корректно.

Вот для примера каруд и чора...Оба афганские,но про какой из них говорит автор,можно догадаться только по рисунку..

Изменено пользователем Гор

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А вот ножик ,который опознать не удалось....Продавец в Канаде позиционирует его как татарский...

Изменено пользователем Гор

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

хз... насколько смотрел всякую инфу чисто татарского ножа небыло...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как таковых официальных национальных татарских не было....

Так же, как получается не было национальных казахских и национальных русских...С какими соседями граничили, от тех и заимствовали...Так оно в принципе и правильно для мирных народностей.Но за державу обидно...На ганзе пару раз мелькал нож,который преподносили как байский. Но так или иначе, это оказывался либо Среде-Азиатски кард, либо пичак, потерявший свой первозданный облик и следовательно происхождение...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Такова жизнь...

Что-то устойчиво складывается на протяжении веков,

что-то нет....

И придумывать новоделы как то не то... История должна быть историей...

Другое дело профессиональное направление - там да - предметы складываются уже исходя из технологий времени. Сто лет назад ручной бур в форме небольшого лука был совершенством, но сейчас это модерновая электрическая дрель....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

У меня двое аташек(дедушек) таскали в завёрнутых кусочке ткани бяке (баке)... Когда тойда или конакта( в гостях) приносили мясо, то один из аташек доставал бяке и резал, я как то не обращал внимание, моё внимание поглощено было в основном конфетами и другими сладостями, но скажу ножи и у одного и второго дедушек (аталарда)были старые (древние), 1800 каких то годов..., почему знаю, один из бяке был передан от его аташки.  Когда аташки умерли как то забыл что у них были бяке, вот попал на форум и вспомнил, что ножи были. Не знаю как насчёт ножей. но у одного из аташек были старые книги, сразу после смерти книги пропали и никто из родственников не знает куда пропали, там на похоронах такая уйма народу была и все входили и выходили...Так что наши предки имели свои казахские ножи... Кстати не по теме, как то приезжал один из дальних родственников, лет 15 назад захотел меня к себе забрать - погостить и тогда сказал что научит бою на шокпарах или соилах. Такие вот дела...

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

бяке - складник, я как то не уверен что складные ножи есть исторический нож казаха...

есть исторический факт использования складней др. римлянами, из известных национальных ножей - испанская наваха примерно 16 век... 

Не надо притягивать семейную реликвию на уровень исторически сложившегося факта.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

est noj y   kazahov nazivaetsa "sapy",videl takoi,kovka,nachlo 1920x godov, Sapy eto daje navern korotkii palsh ili   shahska chto li. A  tak kazakhski nojibylu,pramie,odnostoronnia zatochka,praktichnie v kochevom byty    

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Камрады, мой первый пост на форуме. Хотя почитываю его регулярно, в основном для того что бы выявить адреса и нычки материалов. 

 

Итак, по поводу национального казахского ножа. Согласен что общего типажа и формы, такой что бы сразу увидеть и сказать "О, казахский нож!" конечно нет.

Для начала несколько факторов:

1. Огромная территория (то ли 9, то ли 11 место в мире сейчас, это не говоря о диаспорах и автохтонах в Монголии и России). Родовое и жузовое разделение и самостоятельное развитие ремесел в каждом регионе. Собственные формы и традиции для каждого региона. (для примера юзаем ювелирку Западного Казахстана, ярко отличается). То есть личный нож (самый подходящий для типажа, который мы ищем) может быть совсем разным.

2. Разнообразие применения ножа, от боевого до бытового. То есть их было очень много видов ножей, боевые, кухоные, личные, мастеровые и прочая и прочая. (об этом "противоречащих факторах"). Из разнообразия которых трудно вывести какой то общий типаж.

3. Огромная потребность в ножах и скромные возможности внутреннего производства. Т.е. внутреннее производство совсем не справлялось, население закупало ножи у соседей, в России и Узбекистане, да и вообще в пограничных зонах на ярмарках или у купцов. Что привело к тому что добывать руду, варить железо из руды (очень сложно, поверьте),  ковать клинок стало слишком дорого, проще было купить готовую ручную или фабричную поковку у соседей и декорировать и одевать самому, в зависимости от местных традиций. Или вообще готовый предмет (что выгоднее купцу, спрос есть, готовый предмет продавать дороже чем полуфабрикат).

4. Копирование у соседей. Подавляющий импорт породил стремление копировать модные образцы.

 

"Противоречащие факторы". Применение ножа в степи огромное, вообще то то самый нужный предмет. Отсюда две вещи: нож должен быть универсальным, тем что у тебя с собой ты должен справится с любой задачей, от разделки до ремонта. С другой стороны, ножей было огромное разнообразие, как и сейчас, названия у всех свои. Кухоный нож, боевой нож, ремесленный нож, личный нож. И их порожденный многообразия.

И кстати, есть еще возрастные деления, то есть для молодых одно, для стариков другое. Поскольку возрастные области работ то же разные.

 

Таким образом, имеем много названий, имеем разнообразие форм, местных и импортных, но не имеем общего универсала. Какой то особенной формы. Хотя ее и не могло быть в силу причин, предположеных мною выше. Лично я бы, предложил характеризовать казахский нож по декору, ювелирному декору, это да, сразу отличает изделие (или обувку) казахского мастера, даже на импортном клинке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Теперь к исследованиям. Вытащил с полки книжку, то что под руку попалось сразу: Ш. Ж. Тохтабаева "Серебрянный путь казахских мастеров", Алматы 2005. Вот что на первый взгляд вытащил.

 

Шайзада Жаппаровна сообщает нам следующее:

 

"Принадлежностью зрелого юноши, каждого мужчины, был личный нож небольшлого размера. С XIX в. принято было носить маленький нож - "kezdik", художественному оформлению которого уделялось особое внимание. Таким ножом хозяин, как правило, пользовался во время приема пищи, в частности резки вареного мяса. Кроме лезвия поверхность ножа декорировалась гравированным, чеканным, черневым узором". (Глава 2.2.2 Предметы личного пользования, стр. 123).

 

Книгу очень рекомендую интересующимся казахским кузнечным и ювелирным делом. Технологии не описаны, зато по крайней мере названия многих предметов есть, а сейчас это многого стоит, учитывая как калечат язык новоделы из Астаны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

соглсен с  Сагои. понатие "националныи" не преминимо ко многим вецсчам и к оружию тем более.  Кавакзскии кам мог произоити от персидских клинков а на них  могли оказат влиание весь Переднии, Ближнии   Восток и  т.д...  кельтские шлемы стали "римскими" и т .д
заимстовали то что удобно, дешево

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

не стоит забыват что  Россииская империа в целом не очен  любила наличие холодного клинкогового  оружия ы местного населения (особенно на  Сев, Кавказе))) были запреты на ношение кинжалов и шашек Советами казахи в середине 19 веке и  нач. 20го часто исполозовали "дубины" шокпары так дешево, сердито, еффективно  НО  самое главное : не  надо платит пеню за убиисотво, ударив дубинкои можно оглушить, саблеи можно и  зарезат. ссоритса с родественниками убитого тоже  лишние проблемы  и  сами власти осбенно не поощерали распротранение холодного длино клинкового оружия

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Извините, что не по теме топика. Но, уважаемый Арлан, нельзя же так безграмотно оформлять свои мысли! Которые, в целом-то, несут положительный характер

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...